В три года характер ребенка довольно сильно и, как кажется родителям, неожиданно меняется. Связано это с важным этапом в развитии человека – первым осознанием своего «Я», себя как личности, индивидуума, самостоятельного, отделенного от матери и семейного круга.
Проявлять себя в творчестве, выборе одежды или другим конструктивным способом ребенок еще не умеет, поэтому выражает себя через споры с родителями. Это еще не осознанный протест и не попытка отстоять свое мировоззрение – оно еще не сформировано. Можно сказать, что ребенок спорит, чтобы спорить.
В таком случае очень эффективным оказывает «отражение» ребенка. Скажем, он не хочет есть. Не нужно заставлять его и, тем более, сердиться – предложите не завтракать или сделайте вид, что собираетесь съесть его завтрак сами. Кризис трех лет – сложное время и для ребенка, и для родителей. Придется запастись терпением и пересмотреть выработанные тактики обращения с ребенком. При этом общий уклад, иерархия в семье должны остаться прежними, чтобы ребенок чувствовал, что мир, окружающий его, не просто разрушить – это даст ему ощущение стабильности и защищенности, а также утвердит авторитет родителей.
Однако возможны и другие причины капризного, неконтролируемого поведения малыша. Одна из них – неуверенность родителей в том, что они требуют от ребенка. Один из признаков того, что малыш чувствует сомнения родителей – они не могут с ним справиться, а, например, бабушка довольно легко с ребенком договаривается. Часто подобная ситуация складывается в молодых семьях. Родителям стоит продумать, какие запреты и требования действительно необходимы, и уже на них настаивать мягко, но неотступно. В ряде ситуаций можно спросить совета у более опытных родителей или психолога: скажем, как убедить ребенка, что одеваться не больно.
Еще одна возможная причина – изменение, особенно ухудшение обстановки в доме, отношений между членами семьи. Дети очень восприимчивы к подобным переменам. Они начинают капризничать и спорить и потому, что ощущают тревогу, и потому что успокаиваются, когда родители объединяются, забывая о разногласиях, решая общую проблему.
Чтобы выяснить, почему же малыш отбился от рук, лучше взять лист бумаги и записать, когда ребенок перестал слушаться, насколько был послушным прежде, какие события произошли в семье и жизни ребенка, которые могли повлиять на его эмоциональное и психическое состояние, возможно, непослушание ярче проявляется при определенных людях или ситуациях. Письменная форма позволит лучше структурировать информацию и отбросить эмоции, искажающие взгляд на действительность.