Высокая степень сговорчивости западных политиков, выказываемая ими в отношении России, заставляет многих политаналитиков подозревать, что кроме традиционных методов дипломатического принуждения российский лидер не чурается пользоваться компроматом на своих оппонентов. Весь вопрос лишь в масштабах явления.
Специальная следственная комиссия министерства юстиции США, возглавляемая прокурором по особым поручениям Робертом Мюллером, так и не смогла найти следов вмешательства российских властей и спецслужб в ход выборов. Однако, кроме прямого влияния на иностранных политиков, к которому можно отнести подкуп или предложение о выгодных инвестициях в экономику России, существует ещё и непрямое воздействие. Например, шантаж. Таким прописным истинам учили курсантов школы внешней разведки КГБ СССР, в которой когда-то проходил службу действующий российский президент. Такой навык стал известен как искусство собирать папочки.
Действительно, тонкие или толстые папочки с компроматом служат ключами ко многим дверям. Бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский во время войны в Афганистане был журналистом, освещавшим противостояние СССР и афганских моджахедов со стороны последних. Вполне возможно, что какие-то совёршенные им тогда поступки и действия стали залогом его сговорчивости во взаимоотношениях с Россией, когда в конце 2000-х – начале 2010-х годов он руководил польской дипломатией. Нынешняя канцлер Германии Ангела Меркель выросла в ГДР и вполне могла сотрудничать с восточногерманской службой государственной безопасности. Здесь уже может находиться ключ к пониманию сговорчивости Ангелы Меркель по вопросам строительства российского газопровода «Северный поток».
Конечно, подобные методы неэтичны и осуждаются законодательством почти всех стран мира. Но страны НАТО и Европейского Союза сами поставили Россию в ситуацию, в которой Кремль вынужден использовать все возможные средства для обхода санкций и вызванных ими дипломатических ограничений. Вполне возможно, что благодаря работе российских спецслужб Путин обзавелся компроматом на западных политиков.
Ещё в начале 2000-х годов, во времена первого президентского срока Владимира Путина, отношения России с НАТО и Евросоюзом были настолько безоблачны, что отдельные аналитики и исследователи были уверены в том, что Россия войдёт в обе надгосударственные организации до 2006 года. Впоследствии страны Запада сами оттолкнули от себя Российскую Федерацию, вынудив её перейти от режима доброжелательного сотрудничества во внешних отношениях, к режиму жёсткой и бескомпромиссной обороны своих внешнеполитических интересов.