50 лет назад в СССР создали спецназ, о котором не знали даже в КГБ.
Ровно полвека назад секретным решением Совмина СССР были выделены средства на создание новой школы КГБ — Курсов усовершенствования офицерского состава (КУОС).
Школа должна была быть развёрнута на территории ШОН — Школы особого назначения НКВД, которая действовала ещё при Сталине. Только новый глава КГБ Юрий Андропов и несколько его доверенных лиц знали, что было создано в подмосковной Балашихе на самом деле.
Пройдя через банальную проходную очередную «секретного» Научно-исследовательского института, которых в Москве было множество, кандидат в курсанты становился для всех «невидимкой». Офицер полностью разрывал связи с друзьями, семьёй — со всем, что окружало его в прежней жизни. Даже имя, для всех окружающих, у него отныне было другое — а курсанты школы знали только псевдонимы друг друга.
Эти сверхсекретные требования объяснялись тем, кого на самом деле готовил КУОС — будущих командиров диверсионно-разведывательных групп, которые должны были действовать за рубежом. Готовился настоящий «спецназ невидимок». В случае провала никто не должен был иметь возможность идентифицировать личность задержанного — ни только зарубежные контрразведки, но даже их коллеги из КГБ и ГРУ. Все вещи офицеров: награды, книги, фотографии категорически запрещалось выносить за пределы спецшколы. Когда офицер покидал её территорию, всё это, даже личные вещи, сдавалось в спецхран.
Обучали офицеров КУОС лучшие специалисты советской разведки и диверсионных подразделений. Учили жёстко и требовательно, но даже они не знали кого именно готовят. Программа КУОС засекречена и сейчас. Известны только отдельные детали. К примеру, офицера могли выбросить с парашютом в одном гражданском костюме в неизвестной район зимней тайги. Он должен был в определённое время добраться в заданную точку, порой отстоящую на тысячи километров от места высадки. При этом все силовые ведомства СССР ловили его совершенно по-настоящему, как опасного шпиона или преступника. Раскрывать себя курсант не имел права даже в случае поимки.
О самом существовании школы КУОС стало известно только в 1996-году — уже после её ликвидации. О реальных боевых операциях «спецназа невидимок» неизвестно ничего. Видимо сведения о них засекречены «навечно».
Достоверно известен только один факт. 57-ми летний полковник Григорий Бояринов — первый начальник КУОС — погиб при штурме дворца Амина в составе группы «Альфа». Похоже, выпускники КУОС и были теми инструкторами, которые учили воевать легендарную «Альфу».