В обеих славянских странах возник тренд на создание сил территориальной обороны.
Одной из главных новинок в военном деле Польши стало создание так называемых войск территориальной обороны. Суть этих войск сводится к созданию из гражданских жителей постоянно готовых и находящихся в резерве партизанских войск, которые в случае начала военных действий должны брать на себя функции по обеспечению порядка.
В рамках польских войск территориальной обороны существуют свои подразделения спецназа, которые называются коммандос, точно так же как и подразделения коммандос в регулярной польской армии.
Многим это решение кажется очень спорным: разве может плохо подготовленный резервист с гражданки сравниться с высококлассным профессионалом спецназа?
Однако, скептически настроенные военные эксперты в России отметили, что такая система имеет свои плюсы: под ружьём, в постоянной боевой готовности, держится какое-то количество потенциально готовых к боям пусть плохих, но всё же солдат. Эта мысль развилась ещё дальше: в самом ближайшем будущем спецназ ГРУ реформируют по образцу польских коммандос, добавив туда компонент гражданских резервистов из войск территориальной обороны.
К сожалению, такие эксперты плохо знают реалии российской армии. Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 года «Об обороне» части территориальной обороны давно существуют в рамках ВС РФ, они в любой момент могут быть укомплектованы резервистами, так же как и штабы территориальной обороны. Поэтому России по польскому пути идти незачем.
Самое главное, что у армий России и Польши разное целеполагание. Польская армия готовится противостоять «российской агрессии», ожидая зачем-то оккупации своей страны. Российская же армия, и спецназ ГРУ в том числе, готовятся вести точечные и локальные военные операции за пределами России. Именно эта разница и определяет то, что иные формулируют как «бейся как русский, бойся как поляк».