Состояние российского флота заставило задуматься о его будущем.
В предвкушении того, как на вооружение Военно-морского флота России поступят новые корабли, вроде фрегатов проекта 22350 «Адмирал Касатонов», в экспертном сообществе снова возникли дискуссии о будущем военно-морских сил России.
Как обычно экспертный лагерь разделился на две половины. Одна часть экспертов уверена, что ВМФ России развивается стабильно хорошо, никаких поводов для паники нет, а будущее российского флота столь же ясно, сколь и прекрасно.
С другой стороны, возражают оппоненты, у российского ВМФ есть насущные проблемы, преодоление которых потребует больших усилий.
Во-первых, текущее состояние флотов ВМС России оставляет желать лучшего. Балтийский и Черноморский флоты заперты в «своих» морях Данией и Турцией, соответственно, фактически являясь силами береговой охраны и проведения десантных операций близкой зоны действия. При этом Черноморский флот проигрывает ВМС Турции по количеству и качеству кораблей, а мощь Балтийского флота ВМС перед странами НАТО в регионе зиждется, в основном, на факте существования Калининградской области. Тихоокеанский флот существенно уступает по своей мощи морским силам Китая, Японии, Южной Кореи и США. Единственной морской силой России является Северный флот, имеющий свободный выход в Мировой Океан. Однако, его положение осложняется фактом наличия в его рядах авианосца «Адмирал Кузнецов», который почти всегда находится в ремонте.
Во-вторых, Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) не справляется с выполнением стоящих перед ней задач. Хоть в состав флота стабильно поступают новые корабли, они являются кораблями ближней береговой зоны, а их строительство регулярно затягивается. При этом ОСК ходит в долгах, как в шелках. Хоть государство и списало ОСК триллион рублей долгов, у корпорации остаётся непогашенных кредитов ещё на два триллиона.
В-третьих, возникают вопросы к базе российского ВМФ в сирийском Тартусе. Её кораблями являются находящиеся по ротации корабли разных флотов России, а саму базу в Тартусе крайне сложно логистически обеспечивать из-за проблем с коммуникациями в Средиземном море.
В этой связи, отвечая на извечный вопрос «Как нам обустроить Россию» применительно к флоту России, эксперты-пессимисты оценили перспективы ВМФ. По их словам, флоту России нужно свернуть базу в Тартусе, реорганизовать ОСК в несколько конкурирующих друг с другом частных компаний.
Такая пессимистичная точка зрения, конечно, имеет право на существование, но не стоит забывать, что высокие амбиции задают контуры развития государства и его институтов, вроде военного флота, на долгое время.